Немного об истории венецианских масок Главным действующим лицом, а точнее персонажем, Венецианского карнавала конечно же, является венецианская маска. Немногие знают, что давным давно карнавальный костюм состоял лишь из белой маски, черной накидки и черной треуголки, а размалеванные лица и фигуры из комедии дель арте появились значительно позже.
Одной из причин популяризации венецианских масок можно считать свирепствовавшую в 11 веке эпидемию чумы. Жители Венеции считали, что если лицо закрыто маской, то смерть может не узнать избранного ею человека и пройти мимо. Маски с длинными носами имели также и медицинское назначение: в нос вставляли ткань, пропитанную эфирными маслами, позволявшим владельцу маски избежать заражения, по крайней мере древние люди так считали. В этих масках часто ходили врачи, обследующих больных. Привыкнув, в маске стали ходить на рынки, в гости, театры. Благодаря ей, стирались все иерархические социальные различия. Желание измениться и спрятать свое лицо под "личиной" (от фр. masque лат. - mascus) родилась из желания преобразить действительность. В венецианской маске воплощено игровое начало, которое помогает выйти из рамок реальной жизни. Эта виртуальная действительность удовлетворяет человеческую потребность в радости, в общении, в отдыхе. Италия "гуляла" и карнавальная стихия оправдывала любые превращения. Скрытое под венецианской маской лицо позволяет раскованно открывать свои чувства окружающим.
Спрос на маски в Венеции способствовал созданию многих мастерских, занимающихся их изготовлением и продажей. К концу XV века профессия масочника была официально зарегистрирована и пользовалась большим почетом у горожан.
Формально, маски можно разделить на два вида. Одни маски пришли к нам из уличного венецианского театра комедии Дель Арте(commedia dell’arte)— комедия масок — уличный театр итальянского Возрождения, возникший к середине 16 в. Эта итальянская импровизация с ее острыми шутками и акробатическими этюдами — родилась в чреве карнавала, и достигла своего расцвета в Венеции. К маскам театра относятся — Пульчинелла, Коломбина, Пьеро, Арлекин, Пьедролино, Бригелла, Дзанни. Второй вид масок — Баута, Венецианская дама, Джокер,Кот, Доктор Чума и Вольто, образовались в результате многовекового развития венецианского карнавала, на которое большое влияние оказали древние смеховые обряды.
Среди них выделяются Кот (Gatto)... Кошек в Венеции было мало, поэтому к ним относились уважительно, и даже посвятили одну из карнавальных масок. Маской Кота венецианский карнавал обязан старой забавной легенде. В ней рассказывается, как некий бедный китаец приехал в Венецию со своим старым котом. Кошек в городе не водилось, зато мышей было в преизбытке. Голодное животное набросилось на добычу и в несколько дней освободило островную республику от грызунов. Дож настолько обрадовался, что одарил китайца несметными сокровищами и отправил домой с большим почетом. Чудо-животное осталось во дворце, на случай будущих нашествий.
Другой бедный китаец, увидев такое дело, решил, что если даже за кота наивные венецианцы готовы выложить столько денег, то за шелк и прочие «приличные товары» он получит от них сторицей. Китаец залез в долги, накупил товаров и отправился в край непуганых идиотов. Дож потерял дар речи при виде новых товаров из Китая, а когда обрел, пообещал отдать за них самую большую свою драгоценность. Ударили по рукам. Как вы понимаете, бедный кот закончил свои дни в Китае. Венецианцы одни из первых додумались страховать морские путешествия. Отправляющийся в плавание корабль мог быть застрахован только в том случае, если на его борту было не менее трех кошек. Кошки на корабле защищали товары и провизию от крыс и мышей. ...и Ньяга (Gnaga).
Большой интерес представляет маска "gnaga" (от ит. "gnau"-"мяу"), с которой связано венецианское выражение "иметь наглость ньяги". Носитель этого костюма, состоящего из сильно поношенного, разорванного платья и маски кота, должен был имитировать "мяукающим" голосом кошачий язык и движениями - кошачьи повадки. Маска, которая считается маской гомосексуалистов, хотя эту маску могли носить и женщины. Инквизиция запрещала переодевание мужчин в женщин, любое проявление содомского греха строго преследовалось во все дни, кроме карнавала. Обычно человек в этой маске появлялся в окружении друзей, переодетых детьми. Костюм должен быть старым, вульгарно-ярким женским нарядом XVI века любой социальной группы.